Психология подарка

  • 24.12.2015
  • 789
  • Время чтения: 6 минут

Раздел: Авторские колонки

Для детей и взрослых Новый год — это не только елка и Дед Мороз. Всем интересно и то, что Дед Мороз принесет и положит под елку. Конечно, «дедморозами» взрослым голову уже не заморочишь, но подарки они любят не меньше детей.

Традиция дарить подарки — не просто процесс обмена материальными ценностями. Самое главное — что люди делятся эмоциями, высказывают свое отношение друг к другу.

Итак, подарок это не просто вещь. Это вещь, наполненная содержанием, своеобразная квинтэссенция того, как даритель нас видит, какие качества в нас ценит, насколько хочет нас порадовать.

Когда кто-то дарит вам подарок, этим он как бы говорит: «Вот то, что сделает тебя счастливым». И если мы принимаем подарок, то соглашаемся с видением дарящего, принимаем ту идентичность, которую нам предлагают.

Когда подарки вызывают стресс

Конечно, не каждый случай дарения вызывает глубокие положительные чувства у обеих сторон. Есть люди, которые не любят дарить, а есть те, кто не любит получать подарки. Причины могут быть разными. Нередко такая нелюбовь к подарочному процессу вызвана тем, что люди опасаются стать должниками дарителя.

Например, если подарок дорогой, то люди боятся «не расплатиться» за него ответным подарком. Либо же подарок может вызывать чувство какого-то морального и эмоционального долга, обязанности как-то по особому относиться к дарящему, больше его любить, уважать или давать поблажки.

Еще одна проблема — когда люди считают, что обязательно должны удивительным образом порадовать противоположную сторону. Дарящий хочет подобрать идеальный подарок, лучше которого не бывает. Тот же, кто принимает дар, нередко считает, что должен показать, будто безумно рад любому подарку. И в обоих случаях праздники могут превратиться в стресс и кошмар в попытке максимально всех осчастливить.

И тут уж людям начинает казаться, чтобы лучше бы и праздников не было. И в гости ходить было бы не надо, и подарки принимать.

Можно ли угодить «привереде»?

Есть категория людей, которая создает много головной боли у дарителей. Они, как правило, очень избирательны к подаркам. Что бы им ни подарили, они рассматривают дар с недовольным и брезгливым лицом и всем видом показывают, что им не только вручили бесполезную вещь, но даже и оскорбили. Бывает, что даже в самых простых вещах они усматривают некий неприятный «намек».

Люди могут так относиться к подаркам, когда они действительно не очень хорошо знают, чего хотят. Трудно угодить тому, кто понятия не имеет, чему будет рад. Либо в такую категорию попадают те, кто отлично понимает, что самого заветного не получит. Это может быть невозможно по разным причинам, в том числе и финансовым. И тогда любой подарок изначально не выдерживает конкуренцию с мечтой.

Но бывают случаи, когда такая подарочная капризность — вид манипуляции. Человек изображает жертву, заставляя окружающих испытывать стыд, за то, что они не могут подарить что-то «подобающее». Все время оказывается, что подарок не того цвета, размера, фасона, слишком дешевый или, наоборот, слишком дорогой.

Как бы там ни было, «капризули» рискуют получить самый плохой подарок из возможных. Окружающие с каждым годом прикладывают все меньше и меньше усилий для приобретения чего-то особенного. Какая разница, что дарить, если все равно не угодишь! Часто переходят на подарочные сертификаты, потому что к сертификату труднее придраться и обесценить его. Получателю подарка придется самому выбирать, что купить на свое усмотрение. Пусть, мол, и выбирает то, что окажется достаточно хорошим для него.

Учитываем степень близости

Единого эталонного подарка не бывает. Конечно, перед праздником очень многие СМИ советуют «идеальный подарок», но очень часто делают это исходя из собственных предпочтений либо «на правах рекламы». Это не значит, что их идея вам не подойдет. Просто надо отдавать себе отчет, что советы масс-медиа не гарантируют успех.

Подарки бывают разные, и многое зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с одаряемым. Если вы с человеком не слишком близки, но хотите его порадовать вниманием, то вполне подойдет формальный подарок — какая-нибудь приятная мелочь «про Новый год». Это может быть оригинальная елочная игрушка, открытка, сладости и т. п. Люди положительно относятся к таким подаркам и не предъявляют к ним особых требований. Если даже такой подарок не понравился, то претензий обычно не предъявляют — сладостями делятся с другими, а игрушками и открытками украшают рабочее место.

Личный подарок может быть разного размера и стоимости. Тут главное не его габариты и финансовые параметры, а отношение и подчеркивание сторон личности человека, получающего дар. Здесь вопрос не в том, на какую сумму вы оцениваете отношения с одаряемым, а насколько цените его как личность. Такие подарки приносят громадное удовольствие обеим сторонам.

Когда можно «не заморачиваться»

Некоторые люди предпочитают не ждать «милости от природы», не мучить дарителей поисками, а прямо сказать, что хотят получить в подарок. Это «подарок на заказ». Тут не поспоришь, всем проще, особенно если параметры четко заданы. Однако во многих случаях из таких даров исчезает «волшебство». Даритель иногда себя ощущает «службой доставки».

Тем не менее многие чувствуют себя в этой ситуации вполне комфортно. А если уж хочется добавить волшебства, можно подарить еще один подарок-сюрприз.

Сейчас очень распространены «подарочные сертификаты». К ним люди относятся по-разному. Есть те, кто считает, что даритель слишком формально и «без души» подошел к выбору: шел мимо и схватил первое попавшееся.

Другая категория, напротив, сертификаты очень любит. Это кусочек свободы подарить себе любимому то, что хочется и действительно нужно. Кроме того, социологические исследования показали, что, используя сертификат, люди чаще покупают себе вещи и услуги дороже, чем обычно. Выбирают что-то особенное, что-то новое, то, чего никогда не пробовали. То есть такой подарок — еще и возможность необычно себя порадовать.

Самые неудачные подарки

Универсально плохих подарков, как и универсально хороших, не бывает. Бывают подарки неудачные, которые вызвали негативные эмоции у человека, принимающего дар. Тут трудно говорить о каких-то правилах. Иногда не угадаешь, какая вещь вызовет реакцию отторжения. Однако есть категории подарков, с которыми точно не стоит рисковать (если вы не знаете на 100 %, что это именно то, чего желает ваш одаряемый).

  1. Косметика, духи и средства ухода. Подобная продукция многим кажется «простым выходом» из сложной ситуации с выбором подарка. Особенно этим грешат некоторые мужчины, которые считают, что «женщинам без разницы, чем мазаться». А женщинам не все равно. Почти каждая имеет не только свою любимую фирму-производителя, но и конкретную линию, которая подходит больше всего. Если вы не знаете наверняка, то лучше не хватайте первое попавшееся с полки. Подарок в лучшем случае окажется бесполезным. В худшем вас обвинят в невнимании.
  2. Подарок «сюрприз» и подарок «шутка». Далеко не все это любят. Можно очень неудачно пошутить и наступить на больную мозоль. Если с сюрпризом еще возможно внезапно угадать самое «заветное желание», то шутка может быть неправильно понята, особенно если даритель и одаряемый имеют разное чувство юмора. То, что вас безумно веселит и кажется очень остроумным, другой может счесть жестом неуважения и насмешкой.
  3. Практичные подарки. Иногда то самое «видение идентичности» дарителем может сослужить плохую службу. Особенно это касается подарков женщинам. Даже очень полезные вещи могут обидеть. Если муж каждый год дарит своей супруге предметы кухонного обихода то женщина может подумать, что муж к ней относится как к кухарке, «обслуживающему персоналу» и не более. Аналогичный эффект способны вызвать ежегодные «носки-трусы» для мужа. Подарок действительно может быть полезным, но при этом совсем не желанным.

Наталья Стилсон

Фото: thinkstockphotos.com

Jess Bailey / Rob Laughter /Ben White / unsplash.com 

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Читать статью Эшелоны жизни
Эшелоны жизни

Как во время Великой Отечественной войны санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов.

Читать статью Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально
Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально

Психолог Евгения Дашкова рассказывает про этику специалистов помогающих профессий.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...