Однажды на приеме пациентка мне выдала: «Хоть бы написали, чтó, по мнению докторов, пациент должен “сам знать” и заодно — откуда это знать, а куда, наоборот, самому лучше не лезть, а то врачи ругают, мол, “начитаются интернетов и приходят”»…
Насчет интернета — замечание верное. Сегодня говорят даже о новом психическом расстройстве под названием киберхондрия (cyberchondria). Оно заключается в стремлении самостоятельной постановки диагноза на основе симптомов заболеваний, описанных на интернет-сайтах. Примерно 2 % всех поисковых запросов носят медицинский характер — это огромное число пациентов. Основная причина яростного гугления — неумение или нежелание врачей всё до конца объяснить пациенту. Кстати, это касается и платной, и бесплатной медицины.
А у людей неуклонно возрастает желание всё контролировать, в том числе здоровье и содержимое кошелька. Именно это, по мнению пациентов, подвластно им в наибольшей степени. Прибавьте ко всему боязнь медицинских процедур, недоверие к результатам обследований, мнительность, склонность к преувеличению, высокую стоимость очных консультаций и лечения.
Конечно, запретить искать информацию в интернете невозможно. Так что вопрос сводится к тому, где именно и как ее искать, чтобы не найти внезапно у себя все болезни подряд.
Где читать и где не читать
Ну, во-первых, не стоит за информацией идти на сайты частных клиник и частнопрактикующих врачей. Поймите, что задача такой клиники и доктора — обеспечить себе поток пациентов, а для этого — напугать и обнадежить одновременно. И заставить обратиться к ним. Да и поток рекламы зашкаливает.
Нет смысла читать статьи в неспециализированных СМИ, даже если они и подписаны громким именем известного доктора. Уже много раз было так, что врачи подавали в суд на издания, которые под авторством известных фамилий публиковали непроверенные материалы. Энциклопедические сайты тоже грешат неточностями.
На мой взгляд, самые удачные источники информации — сайты, где на вопросы отвечают неанонимизированные врачи (под своими именами, проверить достоверность которых можно в Сети свободно). Обычно это врачебно-пациентские форумы и паблики. Многие вопросы там уже задавались не раз, поэтому можно просто воспользоваться поиском. А можно и спросить. Настоящему доктору ни один вопрос не покажется глупым и «неправильным».
Что искать
Хорошо бы заранее ознакомиться с симптомами неотложных состояний. Среди них наиболее часто встречаются кровотечения, утрата сознания, судороги, высокая температура, сильные боли в любом месте, многократные рвота и понос, головокружение, нарушение дыхания и/или речи, нарастающий отек любой части тела, значительное уменьшение объема выделяемой мочи, выраженные изменения цвета кожи и появление высыпаний на ней.
Читайте также:
Когда звонить в скорую
На медицинских сайтах подробно описаны случаи, требующие немедленного вызова скорой помощи. Эти состояния совсем не предполагают серфинг по интернету в поисках панацеи. Не стоит и пытаться вылечиться/вылечить ближнего самостоятельно. Просто вызовите врача.
Если ваш симптом на первый взгляд не «критический», то учтите, что любое проявление может быть как легким «сигналом организма» о неполадках, так и грозным предвестником заболевания. Причем сами вы одно от другого не отличите, и даже не пытайтесь, только запутаете себя. На этом этапе в интернете можно поискать… врача или ближайшую клинику.
Что обходить стороной
Я бы запретила без справки от врача регистрироваться на сайтах и форумах пациентов с тяжелыми заболеваниями. Такие паблики полны страшных рассказов о тяжелых недугах, а о случаях излечения — молчок. Человек, излечившись, старается стереть из памяти страшные дни, но интернет-то хранит все! А наиболее ярко и литературно изложенные истории радостно подхватывают многочисленные копирайтеры, разнося по интернету эту психологическую заразу. И тут, конечно, важно иметь «своего» врача, который бы объяснил, насколько эти страшилки реально относятся к вам или, скорее, НЕ относятся.
***
Поэтому вместо бессмысленного гугления симптомов займитесь поиском подходящего доктора. Благо, именно врача найти на специализированных сайтах отзывов — проще простого. Можно — ласкового, а можно — серьезного. Можно молодого, а можно и убеленного сединами. Главное, чтобы вызвал доверие сразу.
Фото istockphoto.com