Генетическое управление «пятым чувством»
Любой младенец чувствует, что сладкое — это сладкое, а горькое — это горькое, и его не проведешь! Способность распознавать вкусы «встроена» в человека с рождения. И не только в человека — многие млекопитающие и птицы различают пять основных вкусов: сладкий, кислый, горький, соленый и умами (последний — это что-то вроде вкуса глутамата натрия, он придает блюдам пикантные кисло-соленые нотки).
Считается что вкусовая разборчивость сформировалась в ходе эволюции, когда жизненно важно было отличать полезную пищу от ядовитой и испорченной, а до надписей вроде «осторожно, яд!» или пометок о сроке годности еще не додумались.
На сосочках нашего языка расположены клетки, называемые рецепторами вкуса. Жизнь вкусового рецептора вкусная, но очень короткая — эти клетки регулярно обновляются, заменяясь новыми. Откуда «новорожденные» рецепторы знают, как не перепутать кислое с пресным?
На этот счет раньше существовала «географическая» гипотеза. Мол, рецепторы сладкого возникают на кончике языка, горький вкус различают клетки у его основания, а кислый и соленый мы чувствуем краями. Однако ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке доказали, что вне зависимости от расположения все вкусовые сосочки равны между собой и каждый может распознать любой из вкусов, а различия в их работе зависят от того, к какому региону мозга они подключены.
Именно разные клетки мозга (а не разные сосочки языка) отвечают за распознавание отдельных вкусов. Но как именно клетки языка узнают, откуда их нейронный напарник — из центра горького, сладкого или соленого вкуса?
Пытаясь понять, как язык подключается к мозгу, исследователи проанализировали то, какие гены были активны в рецепторах сладкого и горького вкусов и связанных с ними нервных клетках и как эти наборы генов отличались между собой. В итоге ученые нашли два «главных» белка — cемафорин 3А и cемафорин 7А, которые и управляли процессом различения сладостей от гадостей, т. е. от горьких продуктов.
Ну а затем хитрые исследователи взяли мышей и с помощью генной модификации поменяли эти белки местами: рецепторы сладкого начали вырабатывать семафорин 3А, сигнал горького вкуса, а рецепторы горького стали производить семафорин 7А, играющий противоположную роль.
После такой перемены мест мыши начали за обе щеки уплетать горькую пищу и пить воду с хинином, а ученые смотрели и радовались. Разумеется, не обману мышей, а удачному эксперименту. А вообще, перевернутое восприятие вкуса — увлекательная идея. Вот уж легко будет отказаться от горьких тортиков и пирожных и полюбить кисло-сладкий сельдерей! Жалко, что при этом пострадает вкус многих фруктов и ягод и… шоколадок. Так что не будем торопиться с восторгами, а будем наблюдать за научными разработками дальше.
Новая вакцина 2 в 1 от чумы и сибирской язвы
А дальше у нас объединенная команда исследователей из нескольких американских университетов. Эти люди явно готовятся отражать потенциальные бактериологические атаки. Считается, что для биотерроризма отлично подходят возбудители чумы и сибирской язвы. И правда — обе болезни очень тяжелые, заразные, развиваются молниеносно и всегда готовы забрать с собой любую неосторожно попавшуюся жизнь.
К счастью, в наше время обе инфекции лечатся (хотя и не всегда успешно), но главное — давно существуют соответствующие вакцины. Другой вопрос — кто ими сегодня прививается? В список обязательных эти прививки не входят ни в России, ни в США.
Тем не менее исследователи создали и уже протестировали на животных новую вакцину 2 в 1 (от чумы и сибирской язвы одновременно). Привитые мыши, крысы и кролики оказались на 100 % защищены от обеих болезней.
Исследователи иммунизировали 8 мышей своей вакциной, а 23 дня спустя заразили грызунов сибирской язвой через инъекцию и легочной чумой (самой опасной формой чумы, которая распространяется по воздуху) с помощью спрея для носа. Отдельную группу контрольных мышей подвергали заражению, но не вакцинировали.
Все мыши, которые получили вакцину, выжили, в то время как все непривитые грызуны погибли в течение 2 дней. Эксперименты у крыс имели сходный результат: вакцинированные крысы выживали под воздействием чумы и сибирской язвы, а все остальные поддавались заболеваниям.
Исследователи также протестировали свою вакцину у кроликов, потому что кролики — лучшая животная модель для экспериментов с «аэрозольной» сибирской язвой, которую можно вдохнуть. Все 10 кроликов, которым была дана вакцина, выжили, а все невакцинированные кролики умерли спустя 2–4 дня после заражения.
Кто предупрежден — тот вооружен. После клинических испытаний на людях можно будет считать, что американцы к встрече с биотеррористами подготовились. Конечно, хорошо бы совсем избежать подобных встреч, но лучше быть готовым к любым поворотам истории.
Отказ от стандартной терапии рака повышает смертность
И напоследок грустная новость про онкобольных. Неумолимая статистика показала, что выбор альтернативных способов лечения рака себя не оправдывает.
Читайте также:
Новости мировой медицины
Часто люди, услышав страшный диагноз, впадают в панику — они боятся операции, боятся последствий химиотерапии и облучения. А вокруг столько «щадящих» предложений — вылечить рак гомеопатией, травками, иголками, голоданием, БАДами… Некоторые пациенты решают рискнуть и выбрать одно из них. Увы, чаще всего это фатальная ошибка.
Исследования американских специалистов показали, что среди пациентов, выбирающих альтернативные методы для лечения рака легких, пятилетняя выживаемость в 2 раза ниже, чем при обычном лечении, при колоректальном раке — в 5 раз ниже и, наконец, больные раком молочной железы умирают почти в 6 раз чаще, отказываясь от традиционной терапии.
Все это, конечно, печально и неутешительно. Всегда можно понять людей, выбирающих «легкую» терапию вместо тяжелой. Но похоже, рак — именно тот случай, когда правильнее перетерпеть тяготы лечения, чтобы выиграть в итоге драгоценные годы жизни.
Будьте здоровы!
Фото istockphoto.com