В межличностных отношениях могут существовать определённые модели поведения. Одна из самых известных — треугольник Карпмана. Понимание динамик в этом сценарии взаимоотношений поможет развитию здоровой и зрелой дружбы и любви. Рассказываем, что это за треугольник, можно ли из него выйти и как распознать роли жертвы, спасателя и агрессора.
Треугольник Карпмана в психологии: основы и происхождение
Авторство модели треугольника принадлежит американскому психиатру Стивену Карпману. В литературе вы также можете встретить название «драматический треугольник» или «треугольник сочувствия».
Концепция была разработана в конце 60-х годов прошлого века и представляет триаду социальных ролей, которые отражают определённые устойчивые поведенческие сценарии. Предположения Карпмана во многом опирались на теоретические основы транзактного анализа Эрика Берна — психиатра, психолога, который изучал эмоциональный интеллект, его влияние на внутриличностный конфликт и поведение, а также вывел теорию о ролевых играх.
Роли в драматическом треугольнике: жертва, спасатель, агрессор
Прежде чем мы начнём исследовать основные роли, важно подчеркнуть, что человек не всегда действует, исходя из сценария. Сценарные схемы, как правило, активизируются в стрессовой ситуации [1].
Преследователь, или агрессор, воплощает в себе роль «палача», демонстрирует склонность к доминированию в форме чрезмерного контроля, а возможно, и насилия.

Жертва подвергается этому насилию, демонстрирует отказ от собственных интересов, своей жизни, избегая ответственности за неё.
Спасатель же представляется супергероем, который берёт на себя ответственность за жизнь жертвы даже тогда, когда его об этом не просят.
Роль агрессора в треугольнике Карпмана
Агрессор демонстрирует доминирование, желание подчинить себе жертву. Однако это желание только верхушка айсберга, на деле это форма гиперкомпенсации. Преследователь пытается таким образом компенсировать свои проблемные ситуации. Например, он мог подвергаться насилию ранее, в детстве или юношестве, и теперь отыгрывается на жертве. Или таким образом он справляется со своей тревогой: когда берёт под контроль жизнь другого человека, реальность для него становится более предсказуемой.
Как может действовать агрессор? Он может наставлять, поучать, запрещать, проверять, контролировать, решать за жертву, как ей жить. Наиболее ярко можно показать роль агрессора в контексте созависимых отношений. Например, мама взрослого алкоголика активно вмешивается в его жизнь: выгоняет из дома сына неблагополучных друзей или невесту, которая ей не по душе, читает нотации, ругает, наказывает. Внутри преследователь очень трогателен и беззащитен, но деструктивной ролью он справляется со своим бессилием, в крайнем случае получает иллюзию результата.
Роль жертвы в треугольнике Карпмана
Жертва чувствует свою беспомощность, уязвимость, неспособность принимать решения и справляться с жизнью самостоятельно. Она обращается за поддержкой вовне и ищет кого-то, кто может помочь, спасти, но предлагаемые решения она может отвергать одно за одним и продолжать свои жалобы.
Таким образом она может бессознательно провоцировать агрессора на нападение, а спасателя — на помощь, привлекая внимание, а зачастую испытывает недовольство и раздражение. Жертва перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей, не готова действовать или избирательно принимает помощь, укрепляющую её зависимость.
Роль спасателя в треугольнике Карпмана
Спасатель видит страдание близкого человека — жертва испытывает большие трудности и выглядит как человек, который неспособен с ними справиться. Спасатель сочувствует, пытается помочь, предлагает решения, но они редко применяются на практике, ведь жертве сложно увидеть варианты действий в сложившейся ситуации.

Часто спасатель действует без запроса, удовлетворяя тем самым собственную потребность в значимости. Ему необходимо ощущать себя нужным, а за этим неизбежно следует обесценивание жертвы. Спасатель словно говорит «ты неспособен справиться со своей жизнью сам» и ставит жертву в зависимость от себя.
За этим следует эмоциональное выгорание, разочарование, злость, ощущение собственной беспомощности. Спасатель может долго проигрывать свою роль, фокусируясь на чужих проблемах и избегая решения своих.
Как манипуляция поддерживает динамику треугольника?
Чистых агрессоров, жертв и спасателей можно никогда не встретить — в разных ситуациях люди выполняют разные роли и проигрывают разнообразные сценарии [2]. Однако несмотря на это, сжиться с ролью вполне возможно. Иногда игра становится жизненной стратегией, закрепляясь в свойствах характера и личности человека. Роли остаются относительно стабильными до тех пор, пока не срабатывает определённый триггер.
Треугольник динамичен, и люди нередко меняются ролями даже в пределах отдельно взятого конфликта, а уж в течение всей жизни и подавно. Карпман описывает исходную роль как место «входа» в треугольник, при этом каждый участник стремится занять роль жертвы. Таким образом каждый, будучи в системе созависимых отношений, проходит через все три роли.
Как это происходит?
1. Спасатель предлагает жертве помощь.
2. Жертва отвергает её. Спасатель сначала обижается — «Я всего лишь хотел помочь, а ты!..» и становится в позицию жертвы.
3. Затем злится: «Я, конечно, не хотел этого, видит Бог, но мне придётся принять другие меры!» и становится в позицию преследователя.
4. Преследователь, видя изменение динамики, бросается спасать жертву.
5. Жертва, чувствуя недовольство и нападки спасателя, активно обороняется — становится в позицию агрессора.
И такой сценарий может проигрываться до бесконечности. Играя любую роль, человек проигрывает — не выигрывает в драматическом треугольнике никто. Все позиции ориентированы или на причинение боли, или на её отрицание, на закрепление лжи и дисфункциональных секретов, на стыд, вину и ощущение позора, чувство неполноценности, поддержание нездоровой любви. Таким образом все три роли держат людей в состоянии неблагополучия и несчастья [3].
То есть в треугольнике Карпмана в психологии жертва не так беспомощна, как себя чувствует, а лишь привлекает внимание своей позицией. Спасатель не спасает, а самоутверждается, а преследователь пытается совладать со своей тревогой и ощущением небезопасности с помощью власти, а не вершит справедливость. И общего у них то, что они всегда «ради других», и никто — ради себя любимого.
Как выйти из треугольника Карпмана?
Прежде всего важно осознать, что вы там находитесь. Можно использовать приведённый ниже алгоритм.
Понять свою роль. В ловушке в виде драматического треугольника страдают все участники, поэтому если вы задумались о своём неблагополучии, можно поисследовать, какое страдание вам свойственно сейчас. Задайте себе несколько вопросов:

- Вы привыкли кого-то спасать? Прикрывать, делать чужую работу, помогать в том, в чём не обязаны помогать?
Чувствуете ли вы, что жизнь несправедлива? Вам не хватает чьей-то поддержки для реализации потребностей? Вам было бы легче жить, если бы другие относились к вам лучше? В этом случае вы достигли бы большего?
Кажется ли, что вам приходится постоянно давить на других, для того чтобы нормально жить? Нужно ли подавлять/контролировать/проверять близких?
Предпринять шаги по выходу из роли. Спасателю стоит ограничить взаимодействие с жертвой и сократить объём помощи. Сообщите, что готовы помочь только в экстренном случае, расскажите о том, что у вас нет ресурса на поддержку из-за собственных высоких нагрузок. Агрессору важно учиться управлять своими чувствами. Следует понять, что другие не обязаны соответствовать вашим представлениям. Полезным будет поставить себя на место другого человека и понять, что он чувствует из-за вашего отношения. Жертве имеет смысл искать опору в себе, уходить от детской позиции. Важно брать ответственность за свою жизнь и работать над самооценкой.
Инструкция по выходу из драматического треугольника для каждой роли
Выход может не быть быстрым, он требует осознанного и доброжелательного наблюдения за собой, признания вытесненных частей личности, черт, которые вызывают много эмоций. Однако вектор развития у участников треугольника один — осознание своих границ и ограничений, принятие ответственности за свою жизнь на себя. Это тренируемый навык, и при должном желании и намерении достичь личной гармонии можно.
Что делать жертве?
1. Признать своё бессилие в определённых обстоятельствах.
2. Осознать своё сопротивление к поиску выхода из ситуации, постоянное ожидание, что кто-то другой, взрослый и большой, примет решение и сделает выбор.
3. Осознать свой саботаж — сопротивление заботе о себе одновременно с желанием быть спасённым.
4. Признать вытесненные чувства — агрессию, зависть.
5. Найти в себе ресурсы для принятия ответственности за свою жизнь и утверждения во взрослой позиции.
Что делать спасателю?
1. Признать своё бессилие во влиянии на других, познакомиться с личными ограничениями.
2. Осознать своё сопротивление заботе о себе и бессилие выбрать себя — признать вытесненную роль жертвы, здоровый эгоизм.
3. Признать вытесненные чувства — агрессию, зависть.
4. Найти в себе ресурсы для возвращения другим их ответственности и принятия ответственности за свою жизнь.
Что делать агрессору?
1. Признать уязвимость, слабость, бессилие, несмотря на злость и презрение к этим своим частям, признать вытесненную роль жертвы.
2. Признать свои ограничения, чтобы отказаться от попыток контролировать жизнь других.
3. Найти в себе ресурсы, чтобы вернуть ответственность за жизнь другим.
4. Развивать эмоциональность, эмпатию, способность к сопереживанию.
Психологическая помощь, если вы застряли в треугольнике
Если выйти из треугольника Карпмана самостоятельно не получается и вы замечаете, что то и дело снова проваливаетесь в проигрывание сценария, можно попробовать поработать с психологом. Выбирая специалиста, обратите внимание на модальность, в которой он работает — возможно, вам подойдёт специалист, который владеет методом транзактного анализа.
Специалист поможет выяснить, какие вторичные выгоды от участия в этой модели мешают меняться, а также обнаружить другие возможные препятствия. Он также поможет овладеть конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, развить эмоциональный интеллект, эмпатию, взять ориентир на себя.
Источники:
Чиркова, М. А. Экзистенциальные позиции и роли драматического треугольника / М. А. Чиркова // Ярославский педагог. вестн. — 2010.
Эзри, Г. К. Психологическая травля, треугольник Карпмана и самореализация / Г. К. Эзри // Международный журн. гуманитар. и естественных наук. — 2024.
Демидова, Т. А. Использование концепции С. Карпмана для исследования созависимых отношений / Т. А. Демидова, В. В. Сойко // Таврический журнал психиатрии. — 2017.
Автор: Маргарита Прокопец, психолог-консультант, медицинский психолог кабинета медико-психологического консультирования ГКБ № 12 (г. Новосибирск)























Аноним