Специалист по медицинскому праву разбирает ситуации, с которыми сталкиваются пациенты.
Вопрос: Мой ребёнок с 10 лет занимается айкидо. Тренер требует, чтобы он каждые полгода проходил медицинский осмотр и приносил медицинское заключение о допуске к спортивным занятиям. Я слышала, что такие справки нужны только перед официальными соревнованиями. Прав ли тренер?
Согласно статье 39 Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» лицо, желающее заниматься физической культурой и спортом, может быть принято в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, иную организацию для занятий физической культурой и спортом только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра. Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, в том числе порядок прохождения соответствующего медицинского осмотра установлен приказом Минздрава РФ от 23.10.2020 года № 1144н.
В данном приказе предусмотрены различная периодичность и объём медицинского осмотра (медицинского обследования) в зависимости от уровня занятия физической культурой или спортом, на котором находится ребёнок (любой гражданин). Так, например, лица, занимающиеся физической культурой и массовым спортом, проходят медицинский осмотр один раз в год с участием педиатра или терапевта (по возрасту) и врача по спортивной медицине. В то же время лица, которые занимаются спортом на этапе совершенствования спортивного мастерства, должны один раз в полгода проходить углублённое медицинское обследование с участием множества врачей-специалистов.
Таким образом, тренер вашего ребёнка прав в том, что медицинское заключение о допуске ребёнка к занятиям спортом необходимо не только на этапе спортивных соревнований, но и для тренировочного процесса. Однако вывод, как часто такое заключение должно предоставляться в спортивную организацию (раз в год или раз в полгода), зависит от того, относятся ли занятия вашего ребёнка к спорту и на каком уровне.
_____________________________________________________________________
Вопрос: С какого возраста ребёнок переводится во взрослую поликлинику? И передаётся ли при этом его детская медицинская карта?
До издания приказа Минздрава России от 05.05.1999 года № 154 подростки при достижении возраста 15 лет передавались на медицинское обслуживание в амбулаторно-поликлинические учреждения общей сети, т. е. «взрослые» поликлиники. Однако данный приказ установил, что дети до достижения возраста 18 лет в целях совершенствования оказания медицинской помощи детям подросткового возраста подлежат медицинскому наблюдению и лечению в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях).
В соответствии с действующим законодательством гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе выбрать «взрослую» поликлинику самостоятельно, в том числе без обязательного учёта места своего фактического проживания. Более подробно об этом см. приказ Минздрава России от 26.04.2012 года № 406н. При этом амбулаторная карта ребёнка из детской поликлиники никуда не передаётся. Вместо этого врач детской поликлиники должен оформить на всех детей, достигших 18-летнего возраста, для передачи во «взрослую» поликлинику необходимую медицинскую документацию (переводной эпикриз, лист уточнённых диагнозов, сведения о профилактических прививках и другие документы индивидуально при необходимости).
_____________________________________________________________________
Вопрос: Я инвалид I группы и имею право на бесплатные лекарства. Врач отказывает мне в замене лекарственного препарата, на который у меня очень неприятные побочные реакции — тошнота, головные боли и головокружение почти до обморока. При этом я подозреваю, что мои жалобы в медицинскую карту вообще не заносятся. Что я могу сделать?
Прежде всего, на мой взгляд, вам необходимо зафиксировать в медицинской документации факт предъявления жалоб на негативное побочное действие назначенного вам лекарственного препарата. С этой целью можно использовать пункт 12 Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента (утв. Приказом Минздрава РФ от 12.11.2021 г. № 1050н), согласно которому при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником в медицинской документации во время приёма (посещения на дому).
Если при таком ознакомлении с записями лечащего врача вы обнаружите, что сообщённые вами жалобы на ухудшение состояния здоровья после приёма назначенного лекарства в медицинской карте не зафиксированы, потребуйте от врача немедленно занести их в карту. После этого, независимо от того, выполнит ли врач ваше требование, целесообразно обратиться к руководителю медицинской организации с письменным заявлением, в котором указать на то, что ваши жалобы лечащим врачом в медицинскую карту не вносятся (вариант — вносятся только после специального требования), игнорируются и не учитываются для корректировки лечения. В таком заявлении можно просить о замене лечащего врача или, что более действенно, о проведении врачебной комиссии, которая коллегиально проверит качество оказанной медицинской помощи, в том числе в части назначенной лекарственной терапии, и даст рекомендации по дальнейшему лечению с учётом вашего актуального самочувствия и имеющихся жалоб.
При этом важно знать, что согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) врачебная комиссия имеет право назначить вам лекарственный препарат, не входящий в стандарт медицинской помощи по вашему заболеванию или не предусмотренный соответствующей клинической рекомендацией.
На ваши вопросы отвечала Людмила Плеханова
Фото: © pikselstock / Фотобанк Фотодженика
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции