Пациенты не всегда знают, как стоит поступить в том или ином случае. Юрист помогает разобраться, как правильно действовать и на какие законы и постановления ссылаться.
Если у вас есть вопросы по медицинскому праву, задайте их медицинскому юристу. Для этого в комментариях к этой статье:
кратко изложите основные факты,
максимально конкретизируйте вопрос к специалисту.
Ответы вы найдёте в следующем выпуске рубрики «Спросите юриста».
Вопрос: Врач выписал рецепт на венлафаксин сроком действия 90 дней. В аптеке сказали, что рецепт должен остаться там, так как он «одноразовый», то есть купить не весь объём сразу не получится. Якобы для этого нужны специальные отметки, которых на моем рецепте нет. Врач говорит, что это правило действует только для наркотических препаратов. Кто прав?
Прежде всего необходимо отметить, что проставление специальных отметок в рецепте с длительным сроком действия является обязательным не только в случае назначения наркотического препарата.
Можно предположить, что выданный вам рецепт оформлен по форме № 107-1/у, предусмотренной приказом Минздрава РФ от 24.11.2021 № 1094н. Эта форма рецепта используется для выписки врачом антидепрессантов, не подлежащих предметно-количественному учёту и не относящихся к наркотическим препаратам. Согласно п. 23 Приложения 1 к названному приказу общий срок действия такого рецепта составляет 60 дней со дня его оформления.
Однако при назначении лекарственных препаратов пациентам с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, с оформлением на рецептурном бланке формы № 107-1/у рецепта на бумажном носителе или в форме электронного документа устанавливается срок действия рецепта в пределах до одного года (в вашем случае — 90 дней). В этом случае в рецепте производится надпись: «По специальному назначению», обозначается срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных препаратов из аптеки (еженедельно, ежемесячно и иные периоды).
Дополнительно это указание заверяется:
для рецепта на бумажном носителе — подписью медицинского работника, а также печатью медицинской организации «Для рецептов»;
для рецепта в форме электронного документа — усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника и лица, уполномоченного заверять документы от имени медицинской организации.
Таким образом, вероятнее всего, что провизор, указывая на необходимость наличия в вашем рецепте необходимых отметок, следует требованиям действующего законодательства, нарушение которого может повлечь применение к аптечной организации мер юридической ответственности.
__________________________________________________________________
Вопрос: Ребёнку-инвалиду не назначают лекарственные препараты для лечения акне в соответствии с клиническими рекомендациями, размещёнными на официальном сайте Российского общества дераматовенерологов и косметологов. Назначенное ему лечение считаю неправильным, а врача — некомпетентным. При этом ребёнка третий раз вызывают в кожно-венерологический диспансер для очного освидетельствования, несмотря на наличие всех необходимых анализов, исследований и консультаций смежных специалистов. Правомерно ли это? И как получить адекватное лечение?
Согласно статье 37 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций. При этом клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и подлежат рассмотрению научно-практическим советом, созданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом, утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, после чего размещаются на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в Интернете. Кроме того, они подлежат обязательному пересмотру не реже одного раза в три года.
Клинические рекомендации, которые были разработаны не в соответствии с требованиями статьи 37 названного федерального закона, обязательными для лечащего врача не являются, хотя в отсутствие «официальных» клинических рекомендаций, безусловно, должны быть приняты им к сведению. Однако привлечь врача или медицинскую организацию к ответственности только за то, что они не действуют в строгом соответствии с такими клиническими рекомендациями, очень сложно. Речь должна идти скорее об общей оценке качества назначенного пациенту лечения, при которой будут учитываться все нормативные требования к медицинской деятельности данного профиля, а при их недостаточности — иные источники, включая «неофициальные» клинические рекомендации и протоколы лечения, методическую, научную и учебную литературу.
Для осуществления такой оценки вышеназванным федеральным законом (статьи 87–90) предусмотрен контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который может быть проведён как внутри медицинской организации, так и вне её.
Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется в том числе врачебной комиссией медицинской организации. Согласно статье 48 названного федерального закона врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также для других целей. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В связи с вышеизложенным в вашем случае, на мой взгляд, необходимо инициировать заседание врачебной комиссии кожно-венерологического диспансера по вопросу о контроле качества назначенного вашему ребёнку лечения. В составе комиссии или в числе приглашённых для участия в её заседании врачей-специалистов должен быть врач (врачи) соответствующего профиля, которые имеют необходимую квалификацию для оценки назначенного вашему ребёнку лечения.
Явка пациента при его вызове на такое заседание необходима для защиты его интересов, поскольку его отсутствие может стать формальной причиной для отказа комиссии в корректировке назначенного лечения. Решение врачебной комиссии можно обжаловать в судебном порядке, хотя сделать это будет непросто, и скорее всего, потребует назначения по делу судебной экспертизы, результаты которой и станут основой для судебного решения.
На ваши вопросы отвечала Людмила Плеханова, юрист, общий стаж в профессии — 26 лет, из них по медико-правовым вопросам — более десяти лет. Основные сферы деятельности: представительство интересов граждан в судах по спорам с медицинскими организациями о ненадлежащем качестве медицинской помощи, обеспечение и защита прав граждан на своевременное, полное и качественное оказание медицинской помощи
Фото: Hispanolistic / Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Гость