сем известно, что мы состоим из воды. Содержание воды у новорождённого ребёнка составляет 75 % от общей массы тела. По мере роста и развития оно чуть уменьшается и становится около 60 %, но это тоже довольно много, согласитесь? Поэтому так важно поддерживать водно-электролитный баланс и не допускать сильного обезвоживания у детей. Рассказываем, как распознать первые признаки обезвоживания у ребёнка, а также какими препаратами можно эффективно и правильно восполнить потерю жидкости.
Ранние симптомы и тревожные признаки обезвоживания
Обезвоживание (дегидратация) — патологическое состояние, при котором организм быстро теряет воду, а вместе с ней и важные электролиты. Обезвоживание является одной из главных причин гибели детей младшего возраста в силу своего быстрого прогрессирования [1]. Существуют две основные причины дегидратации у детей: недостаточное поступление жидкости и избыточная потеря воды и электролитов организмом.
В первом случае дети могут отказываться пить на фоне высокой лихорадки или при затруднённом глотании (например, в случае ожога дыхательных и пищевых путей или фарингита). Основными факторами, приводящими к патологической потере жидкости, являются рвота и диарея, которые могут быть вызваны острыми кишечными инфекциями или пищевыми отравлениями.

Кроме того, к обезвоживанию могут привести избыточное потоотделение в условиях духоты или жары, усиленное мочевыделение на фоне сахарного и несахарного диабета, приёма диуретиков.
Если на первый план выходит диарея, то первыми симптомами обезвоживания в этом случае будут:
сухость слизистых оболочек;
плач без слёз;
постоянная жажда;
осиплость голоса;
учащение пульса;
кожные покровы тёплые, но сухие [2].
Если же ребёнка чаще рвёт, то симптомы будут отличаться:
кожа мраморного оттенка, влажная и холодная на ощупь;
тургор тканей ослаблен, кожная складка возвращается в исходное положение с задержкой;
ребёнок отказывается от предложенной воды;
тахикардия, пониженное артериальное давление;
наблюдается задержка мочи [2].
Опасность бесконтрольной рвоты и диареи заключается в возможном развитии судорог, пареза кишечника, анурии (отсутствия мочи), шока.
Лечение обезвоживания у детей
Все принимаемые меры преследуют одну главную цель: корректировать развившиеся водно-электролитные нарушения с помощью регидратационной терапии. Оптимальным решением в данной ситуации будут растворы с низкой осмолярностью. Они способствуют лучшему усвоению воды и электролитов в пищеварительном тракте, а также сокращают продолжительность таких симптомов, как диарея, тошнота и повышенная температура [3].
В состав этих растворов входят глюкоза, натриевые и калиевые соли, цинк, а также кремниевый диоксид. Осмолярность должна быть в пределах 250 мОсмоль/л. Данным требованиям могут отвечать, например, растворы электролитов с фенхелем, со вкусом банана или клубники, морковно-рисовый отвар, растворы без ароматизаторов [4].

Растворы даются дробно, буквально одна-две чайные ложки каждые десять минут. Это необходимо для предотвращения усиления рвоты, тем более что часто дети категорически отказываются от воды. В подобных случаях можно использовать обычный шприц (без иглы), с помощью которого раствор вливают за щёку ребёнку.
В первые шесть часов жидкость вводится из расчёта 40–50 мл/кг. В последующие 18 часов стоит увеличивать объём жидкости до 80–100 мл/кг.
Детям до трёх лет лучше чередовать солевые растворы с бессолевыми (компот, чай) в соотношении 1:1 [5].
Лайфхак: если ребёнок не хочет пить
Довольно часто трудно уговорить ребёнка выпить хоть какую-то жидкость, поэтому можно прибегнуть к небольшой хитрости. Дети куда охотнее соглашаются рассосать кусочек льда. Поэтому из солевых растворов можно приготовить леденцы — просто разлить приготовленный раствор по формочкам и заморозить.

Или же можно приготовить фруктовый лёд: в блендере пробить банан, к нему добавить солевой раствор и также заморозить смесь. Банан придаст средству приятную сладость, и детям будет комфортнее его употреблять.
Не используйте для приготовлении такого мороженого цитрусовые (апельсины, лимоны, мандарины). Они противопоказаны в остром периоде острой кишечной инфекции из-за своей способности усиливать перистальтику и диарею соответственно [4].
Профилактика: как не допустить обезвоживания
Вода — это основа жизни, и её роль в развитии детского организма и укреплении иммунной системы невозможно переоценить. Поэтому так важно с раннего детства приучить ребёнка к соблюдению водного режима: предлагать пить чистую питьевую воду вместо соков, компотов и морсов.
Дети, находящиеся на грудном вскармливании, не нуждаются в дополнительных источниках воды, так как в полном объёме получают её через материнское молоко. Тем не менее в жарких регионах нашей страны в летний сезон вполне допустимо допаивать малышей чистой водой.
Сколько нужно пить детям?
Количество необходимой жидкости зависит от возраста, массы тела ребёнка и уровня его активности. Для определения потребности в ней используются специальные формулы. Например, формула Валлачи, которая применяется для расчёта необходимого количества жидкости у детей старше года:

Объём жидкости на сутки (мл/кг/сут) = 100 – (3 × возраст ребёнка).
Так, пятилетнему ребёнку необходимо 85 мл/кг/сутки жидкости, а годовалому — около 100 мл/сут.
В среднем:
детям с одного до трёх лет требуется от 500 мл до 1,5 л жидкости в сутки;
для детей в возрасте от трёх до семи лет объём потребляемой жидкости увеличивается до 1,5–1,7 литра в сутки;
для детей старше семи лет необходимо обеспечить потребление жидкости в объёме от 1,7 до 2 литров в день.
Не стоит забывать про случаи, когда потребность в воде у детей увеличивается независимо от пола и возраста. Это может быть связано с такими факторами, как болезни, сопровождающиеся высокой температурой, интенсивные физические нагрузки или пребывание в жарком и сухом климате. В таких ситуациях рекомендуется увеличить потребление жидкости на 10–20 %.
В домашней аптечке всегда нужно иметь растворы для оральной регидратации, так как симптомы кишечных инфекций или отравлений появляются зачастую внезапно, на фоне полного соматического здоровья. Чем раньше начать правильно отпаивать ребёнка, тем меньше вероятность того, что его состояние ухудшится и потребуется госпитализация.
Источники:
Тимченко, В. Н. Острые кишечные инфекции в практике педиатра и семейного врача / В. Н. Тимченко, В. В. Леванович. — СПб. : Н-Л, 2011. — 324 с.
Неотложная педиатрия : учеб. пособие/ под ред. В. Н. Чернышова. — М. : ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
Мазанкова, Л. Н. Совершенствование патогенетической терапии острых кишечных инфекций у детей раннего возраста / Л. Н. Мазанкова, С. Г. Горбунов, Л. А. Павлова // Лечение и профилактика. — 2013. — № 4. — С. 54–57.
Новокшонов, А. А. Клинические рекомендации по диагностике и лечению ОКИ у детей в зависимости от типа диареи / А. А. Новокшонов, Л. Н. Мазанкова, В. Ф. Учайкин // В помощь практикующему врачу. — 2013. — № 4 (8). — С. 64–65.
Бехтерева, М. К. Современные подходы к регидратационной терапии инфекционной диареи у детей / М. К. Бехтерева, И. В. Раздьяконова, С. Г. Семёнова // Практическая медицина. Лекарственные препараты и оборудование, педиатрия, практическая медицина. — 2016. — № 08 (16).
Автор: Наталья Комиссарова, врач-педиатр, детский кардиолог, врач функциональной диагностики, член Ассоциации детских кардиологов России