Появление заместительной гормональной терапии (ЗГТ) в середине прошлого века ознаменовалось практически эйфорией. Казалось, что вот теперь у женщин появилась возможность остановить время. Но так ли это? Действительно ли ЗГТ помогает продлить женский век? Рассказываем о результатах нового исследования, а также поясняем, почему не стоит принимать заместительную гормональную терапию только ради омоложения.
В поисках источника
На протяжении столетий люди искали мифический источник вечной молодости. По легенде, купание в нём могло повернуть время вспять и заставить человека выглядеть и чувствовать себя так же, как и в юные годы. Поиск продолжается и в XXI веке, причём с тем же энтузиазмом, хотя и не настолько буквальный.
Сегодня мы живём дольше, но нашим идолом по-прежнему остаётся молодость. Немудрено, что желание сохранить или вернуть её становится чуть ли не основополагающим чаянием каждой женщины. Некоторые специалисты считают, что одно из средств, помогающих воплотить эти мечты, уже создано. Это заместительная гормональная терапия, или попросту, препараты женских половых гормонов.
Неприятные симптомы при климаксе: продолжительность от 4 до 12 лет
Уровень гормонов меняется на протяжении жизни. Возрастные изменения сопряжены со снижением концентрации половых гормонов: у мужчин падает уровень тестостерона, а у женщин — эстрогена и прогестерона, что сопровождается развитием перименопаузы и затем менопаузы. Последняя сопровождается множеством физиологических изменений. Одни из них нейтральны, другие неудобны, а третьи могут иметь глубокое и даже разрушительное воздействие, сопровождающееся целым рядом проявлений.

Около 80 % женщин испытывают вазомоторные симптомы: приливы, озноб, повышенную потливость, учащённое сердцебиение, шум в ушах и так далее [1]. Примерно в 20 % случаев эти признаки носят тяжёлый характер и снижают качество жизни. При этом такое состояние длится в среднем четыре года, но у каждой десятой женщины продолжается до 12 лет [1].
К сожалению, менопауза сказывается и на внешности. Кожа становится тоньше, менее эластичной и сухой. Появляются морщины и птоз. Проще говоря, на лице появляются яркие признаки возрастных изменений. А у женщины возникает острое желание избавиться от них.
ЗГТ при климаксе: возраст на стоп?
Желание выглядеть моложе естественно. Действительно, возрастные изменения во внешности указывают на потерю жизненной силы и неизбежное увядание. Они могут повлиять на то, как мы себя воспринимаем, как нас видят другие и как, собственно, мы чувствуем окружающий мир.
Гормональная терапия при климаксе направлена на восстановление физиологического уровня гормонов в организме, а следовательно, может облегчать признаки и симптомы, вызванные дефицитом гормонов. Заместительная гормональная терапия — это препараты эстрогена, а для женщин с сохранённой маткой — комбинация эстрогена и прогестерона, необходимого для защиты эндометрия.

Эстроген помогает поддерживать увлажнённость кожи и общий вид за счёт увеличения выработки коллагена и эластина — белков, сохраняющих упругость и эластичность кожи и предотвращающих появление морщин и провисание. Он также способствует выравниванию пигментации кожи, уменьшая появление тёмных пятен и предотвращая преждевременное старение [2]. Кроме того, эстроген усиливает кровообращение, способствуя оздоровлению кожи и играя важную роль в заживлении ран за счёт уменьшения воспаления.
Прогестерон, ещё один жизненно важный гормон женской репродуктивной системы, также влияет на кожу, хотя его эффекты менее выражены, чем у эстрогена. Прогестерон способствует увлажнённости кожи, регулированию выработки кожного сала, что полезно для контроля акне.
Что происходит, когда эстроген и прогестерон, дефицит которых испытывает организм во время менопаузы, поступают извне в составе заместительной гормональной терапии? Прежде всего снижается частота и тяжесть приливов. Кроме того, доказано, что заместительная гормональная терапия при климаксе:
значительно снижает риск переломов;
уменьшает сухость влагалища и нормализует сексуальную функцию;
может улучшить сон;
снижает мышечные боли;
повышает качество жизни.
А как же биологический возраст?
В 2024 году опубликованы результаты исследования с участием 117 763 женщин [3]. Оказалось, что женщины, принимавшие ЗГТ, были биологически моложе, чем те, кто не получал гормональную терапию.
Более молодой биологический возраст — это не только лучшее состояние организма и менее выраженные внешние возрастные изменения, но и снижение смертности. Эти данные подтверждают: ЗГТ действительно способна продлить молодость женщины. Однако она категорически не рекомендуется исключительно с целью омоложения.
Основное показание к назначению ЗГТ — это именно вазомоторные симптомы у женщин в перименопаузе и в ранней постменопаузе, но не коррекция возрастных изменений. Причина такого ограничения — риски, которые всё-таки существуют при приёме заместительных гормональных препаратов.
Гормональная терапия при климаксе: возможный риск
Подавляющее большинство рисков связано с применением ЗГТ у женщин старше 60 лет и спустя 10 лет после наступления менопаузы. Именно у этой категории пациенток зафиксировано увеличение риска [4]:
инсульта на 14 %;
рака молочной железы;
рака эндометрия;
тромбоэмболии.
Кроме того, гормональная терапия при климаксе, препараты ЗГТ могут быть связаны с повышением риска желчнокаменной болезни и сахарного диабета второго типа.

Сегодня ЗГТ рекомендуется только женщинам младше 60 лет и с длительностью менопаузы менее 10 лет, в минимально эффективных дозировках. Для них польза ЗГТ превышает риск. Для снижения онкологических рисков рекомендуется [5]:
оптимальный курс лечения — от трёх до пяти лет;
регулярная маммография;
контроль артериального давления и липидного профиля.
Заместительная гормональная терапия при климаксе не рекомендуется женщинам с историей рака молочной железы, венозной или артериальной тромбоэмболии (включая инсульт и сердечно-сосудистые заболевания), пациенткам с неконтролируемой артериальной гипертензией. Избегать ЗГТ также следует женщинам с аномальными маточными кровотечениями, нарушением функции печени, высоким риском заболеваний желчного пузыря.
В остальных случаях к назначению ЗГТ врач должен подходить индивидуально, зная историю каждой пациентки и оценивая и пользу, которая, несомненно, есть, и риск, который нельзя исключить.
Источники:
Hickey M., Elliott J., Davison S. L. Hormone replacement therapy // Bmj. 2012; 344.
Natale C. A. et al. Sex steroids regulate skin pigmentation through nonclassical membrane-bound receptors // Elife. 2016; 5: e15104.
Liu Y., Li C. Hormone therapy and biological aging in postmenopausal women // JAMA Network Open. 2024; 7 (8): e2430839–e2430839.
Kim J. E. et al. A systematic review and meta-analysis of effects of menopausal hormone therapy on cardiovascular diseases // Scientific reports. 2020; 10 (1): 20631.
Rozenberg S., Vandromme J., Antoine C. Postmenopausal hormone therapy : risks and benefits // Nature Reviews Endocrinology. 2013; 9 (4): 216–227.
Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист, автор статей о медицине и фармацевтике, умеет легко и просто рассказывать о сложном мире лекарств