Заведения общественного питания — не самое вредное для здоровья место на Земле, но лучше всего все-таки проследить за тем, как соблюдают санитарно-гигиенические нормы в ресторане или кафе, где вы питаетесь. Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы хороший ужин был не только вкусным, но и всегда безопасным.
Туалет — лицо заведения
Чистота в ресторане напрямую связана как с персональной ответственностью работников, так и с их количеством. Если руководство экономит на персонале, то, скорее всего, экономит и на вашей безопасности.
Выдает заведение обычно санузел, где легкую уборку принято проводить каждые 30–40 минут, а генеральную — не реже одного раза в день. Если вы заметили, что сантехника недостаточно чистая, нет туалетной бумаги, мусорная корзина переполнена — вероятно, туалеты не убирают вовремя, т. е. экономят на вашем здоровье, потому как болезнетворных бактерий здесь в любом случае немало. Речь идет о стрептококках, золотистом стафилококке, кишечной палочке и др.
Если говорить о личной гигиене, то в туалете, который не вызывает у вас чувства брезгливости, вполне можно садиться на сидение унитаза: заразиться чем-либо при контакте кожи и поверхности этого сантехнического изделия практически невозможно. При этом популярные бумажные сидения не защищают от бактерий как-то дополнительно. А вот прикасаться к дверным ручкам и кнопке слива без последующего тщательного мытья рук не советуем — микробов на этих предметах больше, чем под ободком унитаза.
Гигиена рук
С туалетом связана еще одна проблема, которую, к сожалению, решают далеко не все рестораны, — это расположение раковины. В некоторых заведениях помыть руки можно только в кабинке туалета, а затем посетитель снова вынужден трогать ручки дверей, чтобы оказаться в зале за столиком. Как вы понимаете, толку от такой процедуры мало, поэтому заведите привычку носить с собой гель-антисептик для рук.
Читайте также:
Ресторанная еда и здоровье
Вопрос чистоты рук должен беспокоить не только вас, но и персонал. Часто гости жалуются, что работники общепита готовят без перчаток. С одной стороны, это справедливая претензия (санитарные нормы и правила действительно предписывают мыть руки часто и пользоваться перчатками, если сотрудник трогает продукты руками), но с другой — шеф-повары и руководители заведений сетуют, что из-за перчаток работники моют руки реже. В этом смысле наличие подлинной медицинской книжки и своевременная гигиена рук важнее, чем наличие перчаток, поэтому обращайте внимание скорее на общий внешний вид сотрудников.
Сервировка блюд
Сервировка блюд и вопросы гигиены — повод для отдельного материала, но попробуем перечислить основные проблемы. Первая касается популярного нынче способа раскладки паштетов, закусок, десертов, а иногда и и основных блюд на деревянные брусочки. Не все рестораторы при этом используют прокладку в виде пергаментной бумаги, и зря — дерево сложнее держать в чистоте после каждого гостя, а значит, к многоразовому использованию таких «тарелок» есть вопросы. Западные исследования подтверждают эти опасения и говорят о том, что деревянная или бумажная посуда не должна использоваться многократно.
Еще один сомнительный способ сервировки — глыба льда, на которую выкладывают морепродукты, национальные специалитеты (например, строганину, тартар или севиче) или популярные закуски. Не всегда лед для подобной сервировки готовят из безопасной воды, да и хранится он иногда чересчур долго. Лед, кстати, вообще краеугольный камень пищевой безопасности ресторанов. Не заказывайте коктейли со льдом в странах, где остро стоят вопросы кишечных инфекций и чистоты пресной воды (Индия, Таиланд и др.), да и в других ресторанах желательно опасаться — коктейли со льдом лучше пить дома.
Стандарты приготовления
Заглянуть на кухню гость точно не может, однако внешний вид блюд должен предупредить об опасности. Заветренные, потемневшие продукты, странный запах, сырые ингредиенты (мясо и рыба) там, где их не должно быть, — по любому поводу можете задавать вопросы официанту.
Не получите внятного ответа — зовите менеджера и просите разъяснений. Например, по стандартам соус для ваших блюд не должен храниться более получаса, однако не все заведения способны точно следовать правилам и при этом работать не в убыток себе.
Уровень шума
«Громкость» того или иного заведения — еще один стандарт, который зачастую не соблюдается должным образом. Вряд ли у вас получится заставить кого-то уменьшить громкость (впрочем, иногда на просьбу сделать музыку потише реагируют вежливо), но вы можете обходить стороной подобные заведения. Если окажетесь в зале ресторана или кафе с шумомером, то знайте, что выше 70 дБ — это уровень вредный для здоровья. А если без шумомера, то опасным шумом считаются громкие разговоры, громкий смех, выкрики и т. п.
***
Конечно, в ресторане хочется расслабиться. Но, к сожалению, о вашем здоровье едва ли кто-то будет заботиться больше вас. Поэтому это ваша задача — мыть руки, выбирать заведения с хорошей репутацией, наблюдать за сервировкой, внешним видом и поведением персонала, давать оценку локациям ресторана.
Заведите привычку пользоваться спиртовым лосьоном после посещения уборной, задавайте вопросы по поводу качества блюд и питайтесь правильно — зачастую именно это становится решающим фактором сохранения здоровья.
Фото depositphotos.com