— Я уже в интернете ужасов начиталась…
— Я как прочитала, что это такое, так сразу бегом к вам!
— Я уже посмотрела в интернете, к чему это приводит, плакала вчера весь день.
Иногда мне кажется, что большинство текстов в интернете на медицинскую тематику пишут вредители. Поисковые системы на простой запрос «миома матки» или «зуд в заднем проходе» выдают десятки ссылок на страницы медицинских центров. Тексты призывают немедленно обратиться и лечиться, ибо кары небесные вот-вот обрушатся на мирных посетителей Гугла.
Пытаясь составить поисковый запрос как пациентка, я обнаружила, что эрозию надо немедленно лечить, иначе — рак. Уреаплазмоз и гарднереллез существуют не только в воспаленном воображении, но и являются особо опасными болезнями. Вирус папилломы человека нужно непременно долго и дорого лечить, хотя он, вирус, вряд ли чем-то болеет. Что тут сказать, страшно жить в эпоху интернета.
Когда пациентки рассказывают мне о том, что они прочитали, у меня создается ощущение, что мы ходим в разный интернет. Вероятно, это именно так. Поисковый запрос, который вбивает врач, может существенно отличаться по ключевым словам от запроса пациента. Именно поэтому на сайтах приличных медицинских центров часто болтается всякая ересь. Я, к примеру, совершенно не выношу термин «эрозия шейки матки» и пользуюсь им исключительно в кавычках. Но для того чтобы пациентка пришла в клинику для обследования и лечения патологии шейки матки, ее нужно непременно заманить «эрозией».
Большинство текстов в русскоязычной части интернета «продающие». Писать такое — целое искусство, которым я совершенно не владею. Я лишь примерно понимаю, что продающий текст должен быть очень коротким, страшным, приглашающим и главное — включать в себя ключевые слова, чтобы его цепляли поисковые машины.
Читайте также:
Симптомы онлайн
С другой стороны, молодые и достаточно продвинутые пациентки давно научились отделять зерна от плевел и находят в свободном доступе вполне адекватные знания. Грустно, но нередки ситуации, когда пациентка, глубоко и серьезно изучив литературу по своему заболеванию, оказывается даже более информированной, чем врач, к которому она обратилась за консультацией.
Тем не менее обвинения врачей в непрофессионализме часто не вполне заслужены. Псевдоэкспертное общество — проблема современного мира. У нас много доморощенных социологов, политологов и врачей. Все прекрасно разбираются в том, как обустроить Россию, вести внешнюю политику и надо ли делать прививки. И можно не зубрить по ночам анатомию с фармакологией и не просиживать часами в библиотеке, добывая крупицы знаний путем перелопачивания гор руды. Открыл пару-тройку ссылок — и уже можно мнить себя экспертом, а специалиста — дураком.
Конечно, в нашем мире широкой доступности информации врачам следует учитывать, что каждое заключение и рекомендация может быть изучено под микроскопом. Поэтому врачам следует быть в курсе доказательных данных и утвержденных клинических рекомендаций, регулярно проверять, не внесены ли изменения в инструкции к препаратам, отслеживать новости.
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного весной 2017 года (данные инсайдерские, результаты пока не опубликованы), еще несколько лет назад 84 % пациенток приходили к врачу, чтобы проверить и уточнить информацию, полученную в интернете. Ситуация перевернулась просто мгновенно. В настоящее время 88 % женщин, наоборот, проверяют в интернете рекомендации врача.
Конечно, для пациента искать в интернете адекватную медицинскую информацию не так просто. Глупостей почитать — это легко, в любом объеме. Найти настоящие и надежные данные — сложная задача. Первой и главной проблемой является отсутствие больших массивов доказательных данных на русском языке. Отправлять неподготовленного человека за информацией в Pubmed.com просто жестоко. Хотя, если легкие пути не для вас, несколько ценных советов по поиску в Pubmed можно найти тут.
Если английский язык не является серьезной преградой и хочется простой и понятной информации, адаптированной для пациента, настоятельно рекомендую сайт Национальной медицинской библиотеки США (medlineplus.gov), европейский NHS choices (nhs.uk) или раздел для пациентов в UpToDate (uptodate.com/patients).
Безусловно, рекомендации других стран нельзя слепо экстраполировать на отечественную действительность. Недаром в тексте договора на оказание медицинских услуг большинства клиник есть строка о том, что медицинская помощь оказывается исключительно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации. Если лекарственный препарат или метод лечения в нашей стране не зарегистрирован, добытая потом и кровью информация останется просто ознакомительной.
Что касается отечественных сайтов, то у нас теперь есть Рубрикатор клинических рекомендаций, расположенный на сайте Минздрава. Конечно, эта гигантская работа пока еще далека до завершения. Не все клинические рекомендации опубликованы, не по всем болезням рекомендации написаны и утверждены. Но дорогу осилит идущий, главное — началось движение в правильном направлении. Более того, на сайте есть даже специальный раздел «Информация для пациентов», призванный помочь экономить время врачу на приеме.
За последние 10 лет выросло новое поколение медицинских журналистов, которые пишут замечательные обзоры на актуальные темы, подкрепляя каждое утверждение увесистыми ссылками. Я сама читаю их с большим интересом, завидуя, насколько ловко умеют профи излагать свои мысли: просто, кратко и доступно.
Когда мне приходится искать в интернете юридическую информацию или интересоваться вопросами ремонта и строительства, я довольно быстро «тону», начинаю скучать и теряю интерес. Именно поэтому я с восторгом и уважением отношусь к пациентам, которые стремятся разобраться в своем заболевании, не жалея ни сил, ни нервов. Беседовать с ними неизменно приятно, а «зёрна» падают на подготовленную почву. Так что стучите, и вам откроется, ищите и обрящете.
Фото istockphoto.com