Общение врача и пациента: поговори со мною, доктор...

  • 07.12.2015
  • 2740
  • Время чтения: 5 минут

Раздел: Авторские колонки

Политика, цены на рынке, падение нравов подрастающего поколения и многие другие не менее «увлекательные» темы… нет, это не лавочка со старушками перед домом, а кабинет врача, поликлинический прием… Весьма часто при общении с пациентами всплывают темы, здоровья не касающиеся. Допустимо ли это?

Почему «белый шум» нежелателен

В интернете это явление называется оффтопик: отнимающие время и внимание разговоры на посторонние темы. С точки зрения true-медицины, врач при общении с пациентом должен не пресекать подобное, а слушать, просеивая тонны словесной руды в надежде выцедить золотую крупинку того симптома, о котором пациент не расскажет при обычном расспросе.

Здесь могут быть сведения о бытовых условиях и привычках, о составе семьи, о возможных заболеваниях и зависимостях у родственников, в общем, много данных разной степени полезности. Проблема в том, что время, потраченное на подобный подход, неадекватно получаемому результату (если он вообще есть).

В практике — за ограниченное время приема (от 8 до 20 минут в зависимости от специализации) врач должен задать довольно большой список вопросов пациенту, без которых никак не обойтись.

Кроме того, пациенту нужно время чтобы раздеться, врач должен провести осмотр, физикальные исследования (пощупать, постукать, послушать), пациенту нужно время, чтобы одеться, врач должен сформулировать предварительный диагноз, определить, какой объем анализов и других исследований нужно провести, выписать направления, определить трудоспособность, оформить связанные с эти документы, определить объем лечения, получить документ об информированном согласии пациента на это лечение и обследование, рассказать как именно принимать то или иное лекарство, обязательно уделить время для пояснения необходимых в связи с заболеванием изменений образа жизни (диета, режим сна, физнагрузки, особенности гигиены), с помощью «наводящих» вопросов по возможности уточнить насколько человек понял сказанное, вышеперечисленное отразить в разного рода меддокументации. И это в простом случае.

Читайте также:
Полное обследование

Если болезнь заразна или требует консультации смежных специалистов, выписки «льготных» лекарств и так далее, то список крайне необходимых действий, которые нужно выполнить в короткий временной промежуток, только возрастает. И все это под аккомпанемент «мне-только-спросить» и даже «ну-чего-так-долго-принимает-очередь-же».

Поэтому сведения о моральном облике и привычках к психоактивным веществам ваших соседей, счетах за коммунальные услуги, размере пенсии, коварстве невестки и негодности зятя лучше оставить за рамками приема. Это будет приятно врачу, сэкономит время всех пациентов стоящих за вами в очереди, а главное, уменьшит информационный шум в коммуникации «врач — пациент», что существенно снизит вероятность ошибок и недопониманий.

Рекомендации врача пациенту

Наоборот, конкретные сведения касающиеся именно вашего здоровья, при общении с доктором лучше изложить, даже если немножко стесняетесь. Помните, нет такого термина, как стыдные болезни.

За оффтопное общение — в бан

Существует и частичный оффтопик, когда общение пациента с врачом хотя и касается медицины, но напрямую со здоровьем первого не связаноа (вопросы чисто теоретического плана). Их обожают адепты ЗОЖ (в худшем его понимании), медицины альтернативной и нетрадиционной ориентации, а также противники прививок. Задавая какие-то очень теоретические вопросы из области биохимии, нормальной или патологической физиологии, почерпнутые из бульварно-оздоровительной прессы, они стараются подловить врача на некоторых несоответствиях, втянуть в длительную дискуссию, посвященную уринотереапии, гомеопатии или излюбленным БАДам, с целью «просветить» доктора.

Часто, особенно когда врач непосредственно не занят приемом, что-то пишет или печатает, подобные беседы «вежливо» начинаются с фраз «Вы же все равно не заняты» или даже «Скучаете?», что добавляет прелести ситуации неимоверно.

Люди, запомните: пишущий врач — занят. Точка. Попытка втянуть его в какую то сомнительную БАДоторговлю может закончиться прямыми основаниями для справедливых слухов о грубости, а то и даже «хамстве» медиков. Если же вам действительно интересны медицинские знания, то для всех желающих есть куча просветительских проектов помимо поликлиники: курсы (которые, кстати, могут проходить там же), публичные лекции, семинары — там эти вопросы ожидаемы и уместны.

Самые общительные пациенты

Явление оффтопика на приеме куда как более частое, чем это может показаться со стороны. Им грешат не только пациенты пожилого возраста и/или пациенты с дефицитом общения, но и вполне молодые и успешные манипуляторы, со свойственным только им отношением к болезни. В попытке разжалобить профессионально бесчувственного доктора, заводят беседы различные родственники и «блатные», которых принимать доктор не должен был, но вот не отказал, и надо же как-то «сгладить» неловкость момента. В общем, много кто...

Особую категорию составляют «остряки». Их остроты, как правило, проверены временем и стереотипны. Первому человеку на приеме, который «шутит» про то, что медкомиссия ого-го-го «хоть-в-космос-запускай», мило улыбаешься, на десятой такой «шутке» за день милость улыбки снижается, на двадцатой уже больше напоминает оскал, и шутника хочется не то чтобы отправить в космос в реале… но, по крайней мере, раскрутив изрядно в центрифуге, показать, что такое настоящая медкомиссия для космонавтов.

К сожалению, некоторые мои коллеги (особенно старшего возраста) тоже не пренебрегают оффтопиком. Как реагировать на подобное поведение? Многие пациенты считают таких врачей «душевными», не понимая, что время, потраченное на посторонние темы, выкраивается за счет них же.

Как реагировать в таком случае? Если это разово — вежливо прервать, спросив что-то конкретное. Если повторяется регулярно, особенно в виде политической или религиозной пропаганды или, еще хуже, назойливой рекламы БАДов, — лучше поискать другого врача.

Помните! Конечное время нашей жизни — самый ценный из имеющихся у смертных людей ресурс. Не стоит тратить его на белый шум.

Крепкого здоровья!

Леонид Щеботанский

Фото National Cancer Institute/unsplash.com

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Читать статью Эшелоны жизни
Эшелоны жизни

Как во время Великой Отечественной войны санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов.

Читать статью Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально
Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально

Психолог Евгения Дашкова рассказывает про этику специалистов помогающих профессий.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...