Новости мировой медицины: обзор с 08.10 по 14.10

• 15.10.2016

Препараты химиотерапии вызвали рост новых яйцеклеток

Женщинам внушают, что количество яйцеклеток, которые может в течение жизни произвести их организм, не бесконечно. После менопаузы завести детей уже не получится, если вы, конечно, не Алла Пугачева. Так что среднестатистической женщине 25+, которая еще не рожала, на своем веку не раз придется выслушать, что, мол, «часики-то тикают».

Неожиданно ученые получили доказательство того, что они недооценивали мощь женской репродуктивной системы. Похоже, что женские яичники в состоянии вырастить новые яйца сверх «положенного» лимита. Если эта информация подтвердится, то перед нами откроются доселе неизведанные возможности в области деторождения.

Дело было так. Исследователи из Эдинбургского университета в Шотландии изучали небольшую группу больных раком и обнаружили, что женщины, проходившие химиотерапию по протоколу ABVD, имеют более высокую плотность яйцеклеток, чем здоровые женщины того же возраста. Препараты ABVD как будто провоцировали рост новых яйцеклеток.

Для того чтобы выяснить, что происходит, специалисты проанализировали результаты биопсии яичников 11 пациенток с лимфомой Ходжкина: 8 проводили химиотерапию по ABVD, а 3 проходили терапию комбинацией лекарственных средств, которая доказанно вызывает бесплодие. Они сравнили эти образцы с образцами биопсий 10 здоровых женщин.

Удивительно, но женщины, получавшие ABVD, имели в 2–4 раза больше яйцеклеток, готовых к оплодотворению, по сравнению со здоровыми участницами исследования. Кроме того, яйцеклетки у пациенток с ABVD-лечением имели более «молодой» вид. А те, кому в качестве лечения досталась «антифертильная» комбинация, наоборот, страдали от угасания овуляции.

Женщинам разрешат беременеть в бальзаковском возрасте?

Крошечный размер выборки пока не позволяет сделать далеко идущие выводы, однако ученые предполагают, что новые яйцеклетки появились из-за того, что ABVD каким-то образом активирует стволовые клетки ткани яичников либо стимулирует рост существующих половых клеток, которые в обычном состоянии не созревают. Эти подробности еще предстоит выяснить.

Микрофлора молочной железы существует и влияет на здоровье груди

Все наши читатели уже в курсе, что такое микробиом кишечника. Кишечник населяют полезные и не очень бактерии, и когда баланс между «хорошими» и «плохими» склоняется в сторону последних — это не лучшим образом влияет на наше здоровье и самочувствие. «Плохая» микрофлора способна вызвать чувство хронической усталости, раздражительность и даже набор лишних килограммов.

Однако до сих пор считалось, что все бактерии человеческого организма нашли свой дом в кишечнике, а во всех остальных органах никаких лишних микробов нет и быть не должно. Тем не менее некоторые факты заставили ученых сомневаться в «необитаемости» остальных областей тела.

Еще полвека назад исследования показывали, что беременность и кормление грудью связаны с более низким риском развития рака молочной железы. Почему? Выдвигались гипотезы насчет бактерий материнского молока, но долгое время они оставались неподтвержденными.

Микробы материнского молока спасают от рака

Загадка была разгадана совсем недавно. В 2014 году исследователи из Университета Западного Онтарио доказали, что женская грудь содержит множество бактерий. А в 2016 году та же команда организовала дополнительное исследование. Ученые проанализировали микрофлору образцов ткани молочной железы 58 женщин, у которых были обнаружены злокачественные либо доброкачественные новообразования молочной железы, а также 23 женщин со здоровой грудью.

Выяснилось, что у пациенток с раком молочной железы значительно больше бактерий Enterobacteriaceae, Staphylococcus и Bacillus, которые вызывают двухцепочечные разрывы в ДНК в клетках HeLa человека (специфический тип повреждения ДНК, связанный с развитием рака).

Участницы без рака молочной железы, с другой стороны, имели более высокие уровни Lactococcus и Streptococcus бактерий, которые имеют сильные противораковые свойства. Например, термофильный стрептококк производит антиоксиданты, способные нейтрализовать молекулы активных форм кислорода, вызывающих те самые двухцепочечные разрывы ДНК, связанные с раком.

Команда ученых считает: если на более массовых выборках подтвердится факт, что некоторые виды бактерий повышают шансы избежать рака молочной железы, то профилактика станет проще — достаточно будет принимать соответствующие пробиотики для груди, по аналогии с известными Линексом и Бифиформом для кишечника.

Назван биологический предел человеческой жизни

По утверждению американских ученых, человеческая жизнь уперлась в естественный «потолок» — который не перепрыгнуть. Даже в самых лучших условиях мы способны прожить не более 115 лет.

В защиту своей точки зрения ученые призвали посмотреть фактам в лицо. Да, за последний век средняя продолжительность жизни значительно повысилась (из-за массовых вакцинаций, более безопасных родов и активной профилактики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний). Сейчас совсем не редкость 80- и даже 90-летние старики. Но кто видел 150-летнего или хотя бы 130-летнего долгожителя?

Профессор из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна сообщил веб-сайту BBC News: «У людей после 105, несмотря на все меры по улучшению качества жизни, практически нет прогресса в плане увеличения прожитых лет. Это говорит о том, что, скорее всего, существует биологический предел человеческой жизни. В конце концов, наблюдаем же мы подобные пределы у хомячков (живут не более 3 лет) или у собак (около 15 лет)».

Нашлось немало критиков подобного пессимизма. Они напомнили, что не так давно пределом считались 65, 85 и 105 лет, что каждый раз эти цифры опровергались новыми данными. Кроме того, «теория 115 лет не проверена статистические методами, а построена на сомнительных риторических приемах». В общем, ученые спорят до хрипоты, а нам остается только поберечь свои нервы и попробовать дожить хотя б до ста…