Пациенты не всегда знают, как стоит поступить в том или ином случае. Юрист помогает разобраться, как правильно действовать и на какие законы и постановления ссылаться.
Если у вас есть вопросы по медицинскому праву, задайте их медицинскому юристу. Для этого в комментариях к этой статье:
кратко изложите основные факты,
максимально конкретизируйте вопрос к специалисту.
Ответы вы найдёте в следующем выпуске рубрики «Спросите юриста».
Вопрос: Шесть лет назад мне установили имплант, который сейчас сломался. Клиника заменит имплант, так как гарантия на него пожизненная, но требует оплату за его установку и новую коронку. Не должен ли производитель импланта оплачивать эти расходы?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как сформулированы гарантийные обязательства производителя имплантов. Как правило, так называемая «пожизненная» гарантия включает в себя только замену старого импланта на новый, но не расходы на медицинские услуги по установке нового импланта и коронки на него. При этом для реализации гарантии обычно не имеет значения, по какой причине сломался имплант. Замена произойдёт даже в том случае, если вины производителя в поломке импланта нет.
Однако если вы хотите возместить свои расходы на установку нового импланта и коронки на него, необходимо подтвердить, что имплант был ненадлежащего качества и это привело к его поломке и необходимости для вас нести соответствующие расходы. При этом, поскольку имплант был первоначально приобретён клиникой и использован ею при оказании вам медицинской услуги, ответственность за его качество несёт клиника наравне с производителем (см. пункт 1 статьи 34 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В связи с этим вы можете потребовать от клиники или производителя (по своему выбору) провести экспертизу импланта, которая даст ответ на вопрос, является ли причиной поломки его ненадлежащее качество. Если это так, то клиника или производитель будут обязаны возместить расходы на медицинские услуги по установке нового импланта и коронки на него, поскольку для вас это убытки, причинённые вследствие приобретения товара ненадлежащего качества (см. пункт 1 статьи 18 закона РФ «О защите прав потребителей»).
Однако следует учитывать, что производитель имеет право установить срок годности (срок службы) медицинского изделия, с истечением которого претензии к его качеству по общему правилу приниматься не должны, поскольку производитель гарантирует качество и безопасность медицинского изделия только в течение этого срока. В вашем случае такой срок, вероятно, ещё не истёк, поскольку сроки службы имплантов обычно устанавливаются от десяти лет. Дополнительно можно отметить, что если по результатам экспертизы будет установлено, что имплант повреждён вследствие действий врача, то установка нового импланта и коронки на него должны быть выполнены за счёт клиники.
______________________________________________________________
Вопрос: Полгода назад я проходил колоноскопию в частной клинике, и гастроэнтеролог, к которому я обратился по поводу болей в животе, попросил меня принести снимки. Однако в клинике мне сказали, что снимки не хранятся, и выдать мне могут только заключение, которое у меня и так есть. Должны ли такие снимки храниться в клинике и какое время?
Поскольку колоноскопия является разновидностью эндоскопического исследования, порядок её проведения регламентируется Правилами проведения эндоскопических исследований, являющимися приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 974н. Согласно пунктам 18 и 21 названных правил по результатам проведения исследования составляется протокол, к которому прилагаются эндоскопические изображения (в том числе цифровые фотографии, видеофильмы на электронном носителе), полученные при проведении эндоскопического исследования.
Такой протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых вносится в медицинскую документацию пациента, оформленную в медицинской организации, проводившей эндоскопическое исследование, а второй выдаётся пациенту либо его законному представителю. Таким образом, если к протоколу вашего исследования прилагались фотографии, они должны были быть вам выданы вместе с одним экземпляром протокола, а второй экземпляр протокола вместе со снимками должен храниться в медицинской карте тот же срок, что и сама карта.
Согласно приказу Минздрава РФ от 03.08.2023 № 408 срок хранения медицинской карты пациента, получавшего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, составляет 25 лет и исчисляется с 1 января года, следующего за годом её передачи в архив медицинской организации. К сожалению, на практике снимки часто не распечатываются и к медицинской документации не приобщаются, в связи с чем возникает вопрос, сколько времени они могут храниться в информационной базе компьютера, связанного с эндоскопическим оборудованием.
В действующих правилах ответа на этот вопрос нет. Однако 1 сентября 2025 года вступят в силу новые Правила проведения эндоскопических исследований, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2025 г. № 206н, которые содержат более детальное регулирование по этому вопросу. Так, согласно пунктам 18 и 21 новых правил к протоколу прилагаются эндоскопические изображения, полученные при проведении эндоскопического исследования (при наличии технической возможности). Изображения могут прилагаться к протоколу в том числе на цифровых носителях либо медицинским работникам предоставляется доступ к ним посредством централизованной системы (подсистемы) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений).
Срок хранения изображений, полученных при проведении эндоскопического исследования, составляет два года при отсутствии патологии и пять лет для изображений, отражающих патологические изменения. Изображения, выполненные пациентам детского возраста, при наличии патологических изменений хранятся десять лет. Как и в настоящее время, протокол будет оформляться в двух экземплярах, первый из которых вносится в медицинскую документацию пациента, оформленную в медицинской организации, проводившей эндоскопическое исследование, а второй выдаётся пациенту либо его законному представителю.
На ваши вопросы отвечала Людмила Плеханова, юрист, общий стаж в профессии — 26 лет, из них по медико-правовым вопросам — более десяти лет. Основные сферы деятельности: представительство интересов граждан в судах по спорам с медицинскими организациями о ненадлежащем качестве медицинской помощи, обеспечение и защита прав граждан на своевременное, полное и качественное оказание медицинской помощи