Как научить детей безопасности

  • 10.10.2019
  • 527
  • Время чтения: 6 минут
Читать статью Как научить детей безопасности

Раздел: Про детей

Периодически то в одном, то в другом издании появляется информация о социальных экспериментах с неутешительными итогами: подавляющее большинство детей младшего школьного возраста уходит с незнакомцами, несмотря на все предупреждения родителей.

Давайте разбираться, как этого избежать.

Перед теми родителями, чьи дети начинают самостоятельно перемещаться по городу, стоят две важные задачи: найти правильные слова и правильный способ донести их до детей с максимальным результатом.

Для начала надо обозначить, что не существует универсального возраста, начиная с которого ребёнка нужно и можно отпускать без сопровождения. Для кого-то это может быть 7 лет, для кого-то 10, для кого-то 13 или больше. Внимательные родители в состоянии почувствовать наступление нового этапа и помочь детям войти в него уверенно и безопасно.
Иногда чувство тревоги заглушает остальные эмоции, тогда есть вероятность пропустить готовность ребёнка к самостоятельности и искусственно отодвинуть этот важный этап.

Излишне оберегая наших вчерашних малышей от потенциальных опасностей, мы можем сослужить им плохую службу.

Американский психолог, специалист по детской безопасности Пола Статмен в книге «Безопасность вашего ребенка. Как воспитать уверенных и осторожных детей» пишет: «Чрезмерно опекаемым детям, например, не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций. Они так и не воспитают в себе «шестое чувство», предупреждающее об окружающих их людях. Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате они в большей степени подвержены неприятностям, которые могут исходить как от доброжелательных, так и от не слишком доброжелательных людей.»

Подготовка к тому, что ребёнок останется один на один с внешним миром, - это, безусловно, специальные правила и навыки. Чуть ниже в этой статье вы сможете прочитать советы экспертов из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» и «Академии безопасности Ольги Бочковой».

Но, прежде всего, важно не забывать о важных принципах мировоззрения и общения в семье, которые могут являться достойным вложением в последующую детскую безопасность.

Вот эти принципы.

1. Сохраняйте доверие в семье, в том числе пусть ребёнок учится доверять и сам себе тоже. Все психологи сходятся во мнении о том, что возможность ребёнка с самого маленького возраста делиться с родителями своими неудачами и рассчитывать при этом на адекватную реакцию – отличная профилактика будущих проблем взаимодействия ребёнка с миром. Если ваш сын или ваша дочь не боятся рассказать дома о своих неурядицах, им будет легко обратиться к вам за помощью в самой неприятной ситуации, даже если им почему-то кажется, что они сами виноваты.

2. Научите детей говорить «нет» при необходимости абсолютно любому человеку, в том числе и взрослому, и незнакомцу, и приятелю папы, и коллеге мамы. Это отличный навык, который может спасти жизнь и здоровье. Все мы помним о том, как совсем недавно, в советское время, детей учили уважать и слушаться старших. Безусловно, уважение – это важно, но не всегда первостепенно.

3. Сделайте традицией телефонные звонки близким в том случае, когда вы задерживаетесь, даже ненадолго. Хорошо бы с того момента как у детей появляется телефон, иметь семейный чат в мессенджере, чтобы все члены семьи могли быть на связи. Не забывайте благодарить детей за их звонки и сообщения.

4. Объясните детям, что внешность человека может быть обманчива: незнакомая симпатичная девушка не обязательно безопасный человек. Демонстрируйте это детям в повседневной жизни, не судите людей по внешности.

5. Возможно, самый важный мировоззренческий принцип, который может сформировать семья: жизнь человека – самое важное для этого человека, и для её спасения можно выглядеть глупым, невоспитанным, больным, каким угодно. Твоя жизнь – безусловная ценность.

Теперь поговорим непосредственно о том, как и чему нужно учить детей, говоря с ними о безопасности.

Наш эксперт Ольга Бочкова на вопрос о максимально эффективном алгоритме, позволяющем добиться того, чтобы дети не общались с чужими и не уходили в неизвестность с незнакомцами, ответила:

«Нет такой таблетки, которая могла бы научить ребёнка никуда не уходить с незнакомым человеком. Поэтому максимально эффективный способ – это продолжать постоянно тренироваться с детьми. Здесь нет одинаковых слов, нет единой инструкции, которую бы ты использовал, и она бы работала. В противном случае мы впадаем в заблуждение, которое приведёт нас обязательно к ошибке, ведь ребёнок – не робот.

Навык формируется значительное количество времени. Он не формируется словами: можно сколько угодно обсуждать ситуации, и это будет полезно, но нет никакой гарантии, что ребёнок выполнит правила после обсуждения.

Особенно, если это ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста, когда ещё невозможно иметь такой уровень абстрактного мышления, при котором слово обязательно переходит в дело. Поэтому с этой категорией детей обязательно тренироваться, одного разбора ситуаций недостаточно.

Читайте также:
Лесные опасности: ппростые правила безопасного поведения на природе для детей

Правила и советы делятся на темы. Например, тема взаимоотношений с людьми: если знакомый приглашает, просит с ним пройти, - предупреди родителей, потом делай. Если незнакомый куда-то зовёт, угощает, просит помощи, предлагает помощь, - уходи от него в безопасное место, расскажи родителям, беги, кричи».

Поисково-спасательный отряд добровольцев «Лиза Алерт», который занимается поиском пропавших людей, тоже проводит тренинги по безопасности.

За время работы в отряде выработаны чёткие правила, которым нужно научить ребёнка. Вот основные из этих правил:

· Говорить «нет» незнакомым людям всегда, в ответ на любые предложения. Можно просто уйти – молча, или коротко объяснить, что мама не разрешает говорить с чужими.

· Кроме того, что нельзя ничего брать у незнакомого человека, нужно помнить о том, что взрослые люди не просят помощи у детей. Нельзя пытаться помочь взрослому человеку.

· Важно научиться громко кричать. В этот момент надо думать не о том, что ты кому-то мешаешь, а о том, что нужно сохранить жизнь и здоровье.

· Если кто-то из знакомых хочет забрать тебя из школы, а ты об этом ничего не знаешь, обязательно позвони родителям.

· Главное правило потерявшегося: оставайся на месте, подожди, потом подумай, к кому можно обратиться за помощью, но уходить никуда нельзя.

«Лиза Алерт» также напоминает о том, что в распоряжении родителей сегодня целый арсенал технических средств: часы и приложения с GPS-локаторами, услуги сотовых операторов о местонахождении абонента.

Если ребёнок задерживается, лучше перестраховаться и начать его искать буквально через полчаса после того, как он не вышел на связь.

Безусловно, правила и методы, перечисленные в статье, это только верхушка айсберга. Родителям сегодня доступно много информации по теме детской безопасности. Вы можете обратиться к услугам профессиональных тренеров-психологов, или заниматься с ребёнком самостоятельно, или использовать все имеющиеся возможности.

А в заключение хочется процитировать психолога Людмилу Петрановскую. Вот что она пишет о детском страхе и мужестве в своей книге «Что делать, если…»: «Бояться - нормально. Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто может быть хозяином своего страха, преодолеть его власть. Страх имеет право быть, а мы имеем право делать то, что считаем нужным. Например, идти к врачу. Показав малышу, что вы понимаете и признаёте его страх, но при этом верите, что он сможет его преодолеть, не подчиниться ему, вы будете воспитывать настоящее мужество. Потому что ребёнок будет чувствовать от вас не осуждение, а поддержку и веру в его силы. И конечно, когда у него получится и он храбро зайдёт в кабинет к врачу или впервые заснёт сам, не забудьте искренне восхититься своим героем. Ведь это действительно большая победа!»

Виктория Свердлова-Ягур

Фото depositphotos.com

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про детей

Товары по теме:

  • .
    ПЮРЕ ФРУКТОВОЕ ГОМОГЕНИЗИРОВАННОЕ СТЕРИЛИЗОВАННОЕ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    79
  • .
    ПЮРЕ ФРУКТОВОЕ ГОМОГЕНИЗИРОВАННОЕ СТЕРИЛИЗОВАННОЕ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    79
  • .
    ПЮРЕ ФРУКТОВОЕ ГОМОГЕНИЗИРОВАННОЕ СТЕРИЛИЗОВАННОЕ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    81
  • .
    Каша рисовая на козьем молоке 200 гр
    362
  • .
    Крем-суп из тыквы на козьем молоке 150 гр
    334
  • .
    КАША 5 ЗЛАКОВ НА КОЗЬЕМ МОЛОКЕ
    294
  • .
    Каша пшеничная с грушей и бананом на козьем молоке 200 гр
    319
  • .
    КАША 7 ЗЛАКОВ С ЯГОДАМИ НА КОЗЬЕМ МОЛОКЕ
    512
  • .
    Крем-суп из шпината на козьем молоке 150 гр
    451
  • .
    КАША МОЛОЧНАЯ
    146
  • .
    КАША МОЛОЧНАЯ
    221
  • .
    КАША МОЛОЧНАЯ
    Нет в наличии
  • .
    КАША МОЛОЧНАЯ
    369
  • .
    КАША НА КОЗЬЕМ МОЛОКЕ
    476
  • .
    Каша гречневая на козьем молоке 200 гр
    565
Поделиться:

Читайте также

Читать статью Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!
Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!

Врач-педиатр рассказывает, что такое расстройство экспрессивной речи и что поможет поставить диагноз.

Читать статью Антигистаминные препараты для детей: когда, что и сколько?
Антигистаминные препараты для детей: когда, что и сколько?

Врач-педиатр подготовила обзор антигистаминных препаратов и объяснила, что и в каком возрасте разрешено принимать детям во время аллергии.

Читать статью Ночное кормление: сколько раз и нужно ли будить ребёнка?
Ночное кормление: сколько раз и нужно ли будить ребёнка?

Врач рассказывает о важности ночного кормления грудничков, а также о его влиянии на стимуляцию и поддержание лактации.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...